22:26 

Книжный моб, день 10

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Продолжаю книжный моб с обложками.
правила моба: каждый день в течение 7 дней постить обложки зацепивших, поразивших, любимых, ненавидимых книг, и каждый день салить одного человека.

Осалю сегодня chubush,

День десятый - потому что захотелось еше чуть-чуть обложек.)

Народные русские сказки А. Н. Афанасьева.1991.,
изд-во: Сибирь XXI век
Художники А.Чернов и С.Гребенников.


Обложка книжки мне не нравится по дизайну, зато в самой книжке иллюстрации прикольные, стилизованные под народный лубок с подписями. Сама книжка прикольная, я вообще люблю сказки и былички, мне ее было интересно перечитывать и во взрослом возрасте.
Запомнилась книжка мне тем, что был сборник КРИПОТЫ в моем детстве. Книжку эту подарила моей маме ее подруга-художник и мама книжку от меня прятала, считая, что я еще маленькая и буду бояться. А я книжку упорно находила и начинала тайком читать сказки про колдунов, упырей, чертей, великанов, разрубленную пополам царевну и прочие замечательные ужасы. Как оказалось, мама зря волновалась, что я после прочтения этой книжки буду адресно чего-то бояться - увы, она еще до этого в рамках "православного воспитания" напугала меня куда более стрёмными вещами, так что сказки в моем восприятии остались просто сказками.


@темы: жизненное, книги перелетные, книги путеводные

URL
Комментарии
2018-08-26 в 09:15 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Какое у этой птицы лицо помятое...))

2018-08-26 в 19:11 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Какое у этой птицы лицо помятое...))

Putaniza, мой братишка вообще эту обложку откомментировал как "это самая уродливая гарпия, которую я видел!" XD

URL
2018-08-27 в 01:18 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Королькова Тайка, :hah: а кстати. Реально же гарпия о_О взаимопроникновение культур местами очень неожиданно.

2018-08-27 в 14:48 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Реально же гарпия о_О взаимопроникновение культур местами очень неожиданно.
Putaniza, да, очень интересно, как персонажи греческой мифологии получили распространение в других культурах. Технически птица-сирин происходит не от гарпий даже, а от сирен, с которыми в своем путешествии столкнулся Одиссей. Но меня восхитило, какое интересное путешествие из греческих мифов совершил кентавр Хирон - я как раз недавно натыкалась на статью об этом. Дело в том, что зодиакальные созвездия (и кентавр в их числе) были очень важны в навигации древнего мира, их изображения получили огромное распространение, были очень популярны в украшении зданий и предметов обихода в разных странах. Но поскольку истории возникновения тех или иных небесных образов передавались из уст в уста, то возникали очень интересные местные интерпретации сюжетов.



"На владимирских рельефах Кентавр изображен дважды. В первом случае он идет вправо, держа повисшего вниз головой Зайца. Во втором — движется влево и замахивается мечом, другой рукой ухватив себя за хвост продетый через заднюю ногу. Оба существа первоначально имели короны, длинные волосы и богатую одежду.
(...)
За владимирскими центаврами угадываются не только созвездия. Трофеи (зайцы) связаны с охотничьим искусством, входившим в программу обучения княжеской молодежи. «Истинный Кентавр, учитель героев» упоминается св. Григорием Богословом в связи с ловлей зайцев и другими видами охоты. Собирательным образом наставника благородных героев для византийской (затем — русской) аристократии был Кентавр Хиронский. «Царь-жрец» (по выражению Р. Грейвса) включался христианскими историографами и богословами в число эллинских праведников, «философов». Повествуя о нем, св. Климент Александрийский цитирует «Титаномахию»: «...[Хирон] первый Ввел в род смертных людей справедливость, научив их Клятвенным формулам, церемониям, умилостивительным жертвам и образам Олимпа». Хроника Иоанна Малалы именует его царем философским (вот почему ему приданы атрибуты власти!). Помимо того что Хирон относился к числу исключительно добродетельных персонажей, он, по представлению византийцев, происходил «из варваров», что было весьма актуально для самосознания русских, понимавших, что именно «варварами» называли их предков греки. Наставничество и родственная связь с Ахиллом (культ которого существовал с древности на Черном море и оказал влияние на славян) придавали Кентавру Хиронскому особую окраску. Нередки были случаи употребления имени Хирон в боярской среде. Двойное число Центавров на соборах напоминало о другом магнесийском царе и предсказателе Кентавре Фоле, также соотносившемся с этим созвездием.

Вот тут можно почитать про изображения кентавра подробнее:
vk.com/wall-130853651_8334?w=wall-130853651_833...


URL
2018-08-28 в 00:15 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
О, про Хирона интересно.
А с гарпиями такое дело... Сирены же, если память мне не изменяет, в разных вариантах выглядели то как русалки, то как птице-женщины, то есть фенотипически совпадали с гарпиями о_О

2018-08-28 в 01:36 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
то есть фенотипически совпадали с гарпиями о_О
Putaniza, да внешне сИрины по образу женщины-птицы они похожи с гарпиями, но по функционалу они относятся к сиренам.
С птицеженщинами еще в самих греческих мифах есть путаница, например, уже тогда гарпий и фурий путали - а также сирен и наяд. Что уж говорить о последующих веках и трансформациях образов в более поздних мифологиях...
Но все-таки корни проследить можно.

Про гарпий:
В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». (с)

Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов.

Про сирен:
В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.
Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц

Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире).

А вот про птицу Сирин:
Сирин своим происхождением обязан литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира. Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы. В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть её, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

Итого - у сирены и сирина общие внешность девы-птицы и голос, способный очаровать и даже лишить рассудка, но справиться с ними можно при помощи музыки или шума.

URL
     

Тайкино Корольковство

главная