21:37 

Фирозет, Фирозетан, или как его там

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Что-то меня на сказки ностальгией пробило...

Итак, внимание! Битва экстрасенсов из всё той же книжки французских народных сказок, о которой шла речь тут:
korolkova-taika.diary.ru/p216092761.htm


Фирозет


Давние времена жил юноша по имени Фирозет; он любил девушку, которую звали Юлией. Мать Фирозета была колдунья; она не хотела, чтобы он женился на Юлии, а задумала навязать ему в жены старую, уродливую хромоножку.
читать дальше



"Добрая" сказка, ваще!
Видела в одном сборнике и, к сожалению, пока что не нашла в интернете еще один вариант этой сказки, где матушка Фирозета собирала еще нескольких родственниц-колдуний, утраивала с ними совместное колдунство с целью уничтожить неугодную девушку. А Фирозет со своей любимой придумывали им ответные козни со смертельным для ведьм исходом. Милая семейка у них там была, ничего не скажешь...

@темы: книги перелетные, книги путеводные, жизненное

URL
Комментарии
2018-08-27 в 01:25 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
У меня два вопроса. Первый — чем так хороша эта хромоножка в качестве невестки, а второй — Юлия была служанкой колдуньи, или как? Потому что в противном случае нафига она её вообще слушала? Ну и "не пора ли мне поколдовать" отдельно прекрасно.

2018-08-27 в 12:35 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
чем так хороша эта хромоножка в качестве невестки
Putaniza, видела в одном варианте сказки, что хромоножка была богата, это как-то объясняло мотивацию. Здесь же остается только догадываться, может, хромоножка была с матерью в хороших отношениях, и та рассчитывала, что для сына это более удобная партия, чем Юлия-себе-на-уме. Слышала несколько историй из жизни реальных людей, когда мамы пытались всеми правдами и неправдами поссорить сыновей с их девушками, потому что были планы женить сыновей на дочке подруги или родственницы, а мнение самих сыновей вообще не учитывалось.

Юлия была служанкой колдуньи, или как?
Видимо, подразумевалось, что служанкой.
Хотя я читала сказку (жаль, не могу так сразу вспомнить, английскую или французскую), где в деревню переселилась ведьма и сходу заявила, что все девушки из деревни будут по очереди приходить в ее дом батрачить за чисто символическую плату), иначе нашлет неурожай и падеж скота. Дальше сказка повествует о том, как очередь идти работать дошла до ушлой дочки местного пьянчужки и пройдохи, которую он воспитал своей копией - в итоге девушка спёрла у ведьмы кошель с серебром, да еще так, что ничего ей за это не было. Но интересен сам факт, что ведьма запросто командовала как хотела жителями деревни, шантажируя разорением.

URL
2018-08-28 в 00:04 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Королькова Тайка, просто тут еще написано, что она старая) Маман внуков совсем-совсем не хочет?
В целом интересно, это переводчики решили не напрягаться, или первоисточник такой бедный на обстоятельства? Шантаж — это хотя бы логически понятно, террористка была та ведьма)

2018-08-28 в 00:58 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
первоисточник такой бедный на обстоятельства

Putaniza, первоисточник бедноват. Записывали же пересказ уже слышанного, и везло, если рассказчик добавлял подробностей, а не пересказывал основной сюжетный костяк "кто с кем что делали". Это уже в литературной авторской обработке народных сказок всё причесывают, логики довешивают, добавляют мотиваций персонажам и зверь-обоснуев их действиям.

Например, есть русская народная сказка, как старик велел дочерям по очереди пасти козу. Дочери послушно пасли козу лучшим образом, но коза (волшебная зверушка оказалась говорящая) врала старику, что дочери ее обижали - старик верил обману и одну за другой убил всех троих дочерей, а потом и старуху. Только когда он сам начинал пасти козу - обман раскрывался.
Мотивации главного героя тут кажутся несколько странными (ну, если не допускать мысли, что сказочный дед просто болел агрессивной зоошизой, которая толкает зоозащитников калечить и убивать людей за права животных - а коза, о которой хорошо заботились, страдала психическим расстройством, толкавшим ее на систематическое вранье). Но дело в том, что есть сказка, где работавший в поле старик велел дочерям приносить себе обед, а еду потихоньку крала лиса, но старик так рассердился, что поубивал одну за другой дочерей, а лисий обман раскрылся только после этого.
Сказка про козу является дочерней по отношению к этой сказке.
А обе они происходят от сказки, где тоже начиналось с того, что старик работал в поле и велел дочерям приносить себе в поле обед - но дочерей подкараулил и одну за другой убил злой великан-разбойник. А старик в свою очередь решил великану мстить и вместе с говорящими веревкой, палкой, бобовым зернышком и еще целой командой супергероев-Мстителей сообща убивал великана (по некоторым вариантам, еще и отправлялся потом за живой водой, чтобы оживить дочерей).
Тут можно увидеть, как менялся, упрощаясь, сюжет из сказки о мести в сюжет о черти-чем с весьма сомнительными мотивациями - но с сохранением некоторых деталей.

URL
2018-08-28 в 08:19 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Королькова Тайка, ох ты ж батюшки о_О Опять же, появилась побочная о том, что я как-то особо не помню великанов русских сказках...

2018-08-28 в 10:12 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Опять же, появилась побочная о том, что я как-то особо не помню великанов русских сказках...
Putaniza, были и великаны, и карлики, хотя и не часто. Чертами великанов, например, наделяли встречающихся главному герою богатырей, либо волшебных существ вихрей, либо противников героя (типа чуда-юда и ему подобных). А иногда просто попадался главному герою классический великан - например, есть сказка о купеческом сыне (или царевиче), которого великан из-за моря на своей спине принёс в родной дом, но запретил кому-либо о том рассказывать. Однако герой однажды выпил лишнего и проболтался, в тот же миг появился у его порога великан и стал грозить смертью за неисполнение зарока. Но герой не растерялся и сказал "Это не я, это хмель!" Великан был, как оказалось, здорового образа жизни и про хмель не в курсе. Ему для ознакомления с предметом вопроса выкатили десять бочек вина, великан захмелел, стал песни петь и буянить, в городе беспределить, деревья вырывать, дома разламывать... А когда проспался, ужаснулся тому, что натворил "Вот что хмель делает!" и взял с главного героя слово никогда не пить.
Такая вот сказка о великане с пропагандой против алкоголя.

URL
2018-08-29 в 11:31 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Обалдеть)) Не встречала раньше)

2018-08-29 в 12:52 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Обалдеть)) Не встречала раньше)
Putaniza, нормально, со сказками часто так. А я вот обалдела, когда наткнулась на народную версию происхождения иконы "Троеручица" - с заплывом через реку и разбойниками. Знаете ее, нет?

URL
2018-08-29 в 15:45 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Королькова Тайка, нет, точно не знаю)

2018-08-29 в 18:15 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Putaniza, я не знаю, насколько вы в курсе вопроса насчет самой иконы, поэтому на всякий случай начну издалека.
Есть такая интересная икона Богородицы - «Троеручица».
Выглядит так:


Видно, что внизу слева на этой иконе изображена серебряная рука.
Традиция жертвовать храму в благодарность за исцеление и в память о чуде украшения или серебряную копию исцеленного органа очень древняя и сохранилась в разных направлениях христианства. Очень часто эти дары прикрепляются к иконе, перед которой было моление об исцелении. В православных храмах перед почитаемыми иконами на цепочке, бывает, висят целые гроздья таких даров. А в католических соборах можно увидеть, например, модели старинных кораблей, созданные на деньги владельцев и команды и пожертвованные в благодарность за спасение от шторма или за удачное плавание.

Но необычность этой иконы в том, что такой благодарственный дар стал ее частью и изображается на последующих копиях.

О возникновении этого необычного образа есть следующее предание пришедшее из Византии:
Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, преподобный Иоанн Дамаскин написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица».(с)


Но на Руси эту икону, при списывании образа, стали рисовать так, что все три руки будто бы принадлежали Богородице.



А дальше сыграла своб роль народная неграмотность в отношении религии и народная же фантазия, которая непонятному выдумывает свое собственное объяснение.

Так появилась сказка о том, что однажды за Богородицей погнались разбойники, но та бежала от них быстро и легко убежала бы, как вдруг путь преградила ей бурная река. Тогда она взмолилась младенцу Христу, которого несла на руках, что будь у нее три руки, она бы и его удержала, и реку бы переплыла. И тогда произошло чудо - у нее стало три руки, она переплыла реку и спаслась от разбойников.

Это же что-то из серии "Чапаев бы реку переплыл, но он одной рукой грёб, а другой шашку держал - так и утонул."

Честно, я была в восторге, когда в книге, рассказывающей про интересные факты из истории почитания икон на Руси, наткнулась на эту историю. Классика ведь проявления мифологического народного сознания - как и в случае с рогами у пророка Моисея в католической традиции (а про рога знаете или тоже рассказать?).

URL
2018-08-29 в 18:37 

blue fox
Синий Лис
наш народ в Польше был очень шокирован этими металлическими и керамическими ручками-ножками, головами, всякой требухой и младенцами в соборах :-))) типа сплошная расчелененка :-))

2018-08-29 в 21:11 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
blue fox, а меня из этой же серии восхитили картины, которые мексиканцы заказывают в благодарность о чудесах.

Ретаблос – это картины, которые мексиканцы заказывают художникам, чтобы отблагодарить своих святых покровителей и лично Господа Бога за то, что какая-нибудь беда обошла их или с ней сумели справиться.(с)

Они такие милые и клёвые! Обязательно погуглите, прелесть же!




читать дальше

URL
2018-08-29 в 22:02 

blue fox
Синий Лис
Королькова Тайка, ыыы, я такие ретабло даже рисовала на фб года три назад :lol: если хочешь принесу ссылки :lol:

2018-08-29 в 22:15 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
если хочешь принесу ссылки
blue fox, давай, интересно!)

URL
2018-08-30 в 09:18 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
blue fox, ваай, какие клёвые! Спасибо, развеселили!

URL
2018-08-30 в 09:49 

Putaniza
Гендальф-Горевестник
Ыыы) Нет, про рога тоже не знаю)

2018-08-30 в 10:49 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Нет, про рога тоже не знаю)

Putaniza, с изображением пророка Моисея произошла забавная путаница из-за неточного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея. Однако, употребленное там слово «карнайим» имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «лучи», и как «рога». И возникла путаница из-за того, что имеющуюся там фразу можно перевести не только как «потому что излучала [лучи] кожа его лица», но и как «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».
XD
Так в некоторых местах Моисея стали изображать с лучами яркого света над головой, а где-то с красивыми рогами (и это не считалось чем-то плохим, ведь в древности, еще до того, как стать стопроцентным атрибутом Дьявола, рога символизировали мудрость, силу и достоинство персонажа, с которыми его изобразили. Это, кстати, часть той изобразительной и мифологической традиции, что и упомянутый вот туткентавр Хирон - наделенные звероподобными чертами персонажи совсем не обязательно были отрицательными. Просто древние, например, дохристианские мифологические фигуры наделялись такими чертами, чтоб показать, что так же, как сочетается в них звериное и человеческое, так их древняя и дикая природа сочетается с новой, культурной, мудрой, человеческой - через поиски Истинного и Божественного. )

(что-то у меня картинки вставляться не хотят, поэтому ссылками:
happy-school.ru/_pu/25/10524695.jpg
pp.userapi.com/c848528/v848528060/63948/V7E5Sm3...
otvet.imgsmail.ru/download/8e42b1e9c237922c7092...
www.wikireading.ru/img/365770_244_i_110.jpg
avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/127510/pub_5... )

URL
     

Тайкино Корольковство

главная