Выбор Маугли в "Nurarihyon no Mago"
От автора:
На написание сего меня сподвиг Лэй Чин.
Он сравнил ёкаев из "Внука Нурарихёна" с крысами или другими грызунами. А я возразила что это скорее... бандерлоги. Сравнение нам понравилось, захотелось посмотреть, так ли это. Ведь отдельные ёкаи показаны в каноне как могучие воины, как бойцы со своим кодексом чести, а ёкаи помельче составляют их свиту и войско, так называемое хякки, восхищаются отвагой своего предводителя, его подвигами и силой.
Что это за подвиги и что достойно восхищения в мире ёкаев?
Не уместнее ли сравнить ёкаев с волками свободного племени, а не с обезьянами бандерлогами?
И какой путь избрал для себя главный "маугли" этого произведения - Нура Рикуо?
Ответы я начинаю искать в "Книге джунглей" Редьярда Джозефа Киплинга...
Племя ёкаев - Волки или Бандерлоги?
Что такое Закон Джунглей? Живут ли по нему ёкаи из "Внука Нурарихена"?
Сейчас принято считать, что "Закон Джунглей" можно сформулировать как "Побеждает сильнейший". Но в книге Киплинга это не так. Закон Джунглей - это свод из множества правил и запретов, призванных напротив эту силу смирить. Не убивать у водопоя в засуху, не охотиться в чужих угодьях, не оскорблять обычаев иных племен - торжеством сильного тут и не пахнет.
Впрочем, ближе к тексту.
Что объединяет два произведения - "Книгу джунглей" и "Внука Нурарихена" - так это сосуществующий параллельно людям народ со своими законами, языком и традициями. Звериный народ делится на отдельные племена, но все же представляет из себя единое целое со сложными взаимоотношениями. Более всех в "Книге джунглей" раскрыта волчья стая - свободное племя охотников - которая взяла на воспитание человеческое дитя, признала его своим и воспитывает из него волка. Они учат его своим законам, растят из него сильного охотника и благородного воина, готового умереть за свою стаю. Законы волков достаточно строги, но в них нет места жестокости, они основаны на принципе взаимопомощи.
читать дальшеСамо собой напрашивается сравнить Маугли и его стаю с кланом Нура, которые воспитывают сообща свое "человеческое дитя" Нура Рикуо. Они стараются научить его дружбе и любви, дать ему то хорошее, что знают сами... но в это "хорошее" входит необходимость скрываться от людей и в то же время внезапными проявлениями внушать им страх. Потому что без людского страха ёкаи слабеют, потому что внушать людям страх для них так же естественно, как для зверей - охотиться.
Звери в "Книге джунглей" конечно же охотятся друг на друга, но без нужды стараются не пересекать границы своего леса, вмешиваясь в мир людей. Иногда от голода они крадут скот и разоряют поля, хотя это считается недостойным поведением - так поступает тот, кто не способен иначе добыть себе пропитание, потому избирает легкий способ.
Более того Багира дополнительно запрещает Маугли охотиться на домашний скот по моральным соображениям:
"...и ты можешь охотиться на всякую дичь, которую ты в состоянии убить, но в память о быке, заплатившем за тебя, никогда не убивай или не ешь ни молодого, ни старого домашнего скота. Таков Закон Джунглей."
А уж на убийство убийство человека наложен сторжайший запрет - так гласит Закон Джунглей, самый древний Закон в мире. В книге Киплинга этому закону подчиняются все хищные животные - волки, медведи, пантеры и даже удав Каа. Казалось бы, в самой их природе заложены охотничьи инстинкты, которые говорят, что человек не отличается от зверя, что он является легкой добычей, а опасен только своей хитростью, умением сбиваться в стаи и владением "красным цветком" - огнем.
Более того, на глазах у всех зверей хромой тигр Шер Хан убивает людей и никакая "кара небесная" его не постигает.
Почему же звери все еще соблюдают этот странный запрет?
Откуда он вообще взялся?
Об этом повествует рассказ "Как в джунгли пришел страх" - рассказ о первом убийстве, о первой встрече зверя и человека, и о Страхе. И Страхом для животных является человек - когда они увидели его впервые, они испытали ужас и бежали прочь. Тигр же решил избавить джунгли от страха и убить самого человека. Но тем лишь приумножил страх и научил человека убивать. С тех пор зверь не может вынести взгляд человека - он боится и бежит прочь. И только в одну ночь сам тигр теряет страх перед людьми и приходит в их селения - и уже они падают перед ним на ниц, а он убивает любого.
Казалось бы, где тут можно найти параллель с "Внуком Нурарихёна"?
Ведь похожие на зверей Киплинга ёкаи сами обладают Страхом. Они живут в людских городах и охотятся на людей, черпают силу для своего Страха в их страхе и трепете. Людям же остается либо бояться и прятаться, либо закрывать глаза на существование екаев. Отдельные люди - люди преодолевающие свой страх, и берущие в руки оружие, способное умертвит ёкая - пытаются защитить других. Это и специально обученные колдуны оммедзи и простые, но храбрые школьники из кружка исследования паранормальных явлений. Их мало и они терпят поражение за поражением, потому что люди предпочитают не думать о том, что им могут угрожать ёкаи, а ёкаям это выгодно, чтобы нападать исподтишка. Кроме того ёкаи ужасны с виду и обладают способностями превосходящими человеческие - как и звери обладают страшными когтями и зубами, скоростью и силой. Конечно же, специально обученный сражаться с ёкаями колдун-оммедзи тоже превосходит человека по многим параметрам - умением чуять прячущихся духов и вызывать себе духов помощников, созданием заклинаний, артефактным оружием и повелеванием стихиями. Казалось бы - а на что способен человек против ёкая? Но как показывает практика обычный мальчик Шима, не обладающий сверхъестественными способностями, способен футбольным мячом запустить в свободный полет одного из сильнейших ёкаев, против которого бессильны даже боги. Потому что он отбрасывает собственный страх ради защиты друга. Не всякий человек, берущий в руки оружие, побеждает. Но побеждает ёкая человек, переборовший свой страх.
Однако таких одиночек мало, а ёкаев - полчища.
Конечно, же в целом на свете людей все равно больше ёкаев. Но люди боятся. Даже те, кто не слишком верит в существование ёкаев - те боятся чего-то неизвестного, тревожат себя суевериями, страшными историями....
И их страх заполняет город, давая ёкаям силу.
И таким мог бы стать мир "Книги Джунглей".
Он уже близок к этому - стоит только посмотреть на перепуганных жителей деревни и на то, какой страх им внушает Шер Хан и другие обитатели джунглей. Своим страхом перед животными они сами дают им над собой власть - что показано в рассказе о том как гнев джунглей постиг деревню. Страшные истории на ночь и россказни суеверных охотников подхлестывают страх пойти в лес, страх выйти ночью на улицу. Люди не просто боятся зверей - они приписывают им качества ведьм и демонов, сверхъестественные способности, неуязвимость... Сами себя пугают - сами делают себя беззащитными. В конечном итоге страх заставляет людей оставить поселение и бежать.
А если бы для зверей не существовало Закона и они бы охотились на людей как Шер Хан, умело пользуясь их суеверным ужасом, чтобы оставаться безнаказанными?
Так мы и получаем ёкаев из "Внука Нурарихёна".
Но что есть в "Книге джунглей" племя без Закона?
Это Бандерлоги - серые обезьяны, живущие в развалинах человеческого города и обожающие подражать людям. Они считают себя великим народом, который ждут великие свершения, но у них нет вожака, сколько бы они его не пытались избрать.
Привожу цитату:
Обезьяны живут на вершинах деревьев, и так как обитатели лесов редко смотрят вверх, они редко сталкиваются с Бандерлогом. Зато при виде больного волка, раненого тигра или медведя, обезьяны сходят на землю, мучат их ради забавы; в надежде обратить на себя внимание зверей они постоянно кидают в них ветки и орехи. Кроме того, они воют, выкрикивают бессмысленные песни, приглашают Народ Джунглей взобраться к ним и вступить с ними в бой; или без всякого повода затевают между собой ожесточённые драки и бросают мёртвых обезьян туда, где население зарослей может увидать эти трупы. Они все собираются избрать себе вожака, составить собственные законы, придумать собственные обычаи, но никогда не выполняют задуманного, потому что их памяти не хватает до следующего дня. В оправдание себе обезьяны сочинили поговорку: «То, о чем Бандерлог думает теперь, джунгли подумают позже», и это сильно ободряет их.
Заманив к себе Маугли, они первым делом пообещали, что он станет их вожаком и будет водить "их сильную и могучую стаю". Когда он пытался от них уйти, они возвращали его, возмущенно крича, что тот не знает, какое счастье ему выпало - быть одним из их народа! Они похвалялись перед друг другом, каким мудрым и могучим станет их народ, что все будут им завидовать.
И вот тут нельзя не отметить с грустью, что лишь отдельные из ёкаев клана Нура похожи на гордых волков свободного племени, соблюдающих свой Закон Джунглей.
В остальном же клан Нура гораздо более походит на таких вот бандерлогов, мечтающих возвеличиться надо всеми родами ёкаев и сделать Рикуо "Предводителем всех ёкаев", не вылезающих из свар с себе подобными и вечно бахвалящихся своими победами.
В начале манги "маугли" Рикуо и правда выбирает себе в соратники тех, кто более всех похож на волков. И с ними он решает возглавить ёкаев своего клана и подчинить себе ёкаев иных кланов, чтобы все они приняли Закон - не сметь охотиться на людей, не причинять им зла. В этом он похож на Маугли, который оказывается человечнее людей и в то же время становится вожаком волков.
Но время идет и речь в произведении уже не идет о защите людей от ёкаев. Рикуо-Нурарихен желает стать предводителем всех ёкаев и истребить их главного врага - Абэ но Сэймэя. А далее править парадом демонов и (цитирую) "Идти Путем Разрушения". И к концу манги окружают его уже не только Аотабо и Куротабо - ёкаи-монахи, защищающие детей - так похожие на Балу и Багиру. Не только Кубинаси, Кейдзеро и в особенности Гьюки, открыто отказавшиеся от убийства людей и установившие для себя Закон...
Теперь Рикуо сопутствует паук-людоед Цутигумо и весь его клан, а еще перебивший всех своих сторонников и истребивший множество людей тануки-Тамадзуки, и ВНЕЗАПНО ставшая доброй лиса-людоедка Кудзуноха - за которой идут бывшие соратники, веками убивающие людей ради того чтобы преумножить свою силу и ни разу не раскаявшиеся в содеянном.
Так ли велик и ужасен их противник - Абэ но Сэймэй - что они отбросили разногласия и объединились против него?
Неужели он так страшен, что людоеды сворачивают со своего пути и присоединяются к почти что человеку Нура Рикуо?
Или... это Рикуо в своем стремлении к силе и власти перестал быть человеком и ему стало с ними по пути?
Ответ прост:
Во время первой своей жизни колдун Абэ но Сэймэй установил Закон - ночь для ёкаев, день для людей. Он был сыном лисицы, а значит наполовину принадлежал миру ёкаев, но избрал для себя путь оммедзи защитника людей. И он знал, что пока он будет существовать, Закон будет исполняться, а ослушники будут им покараны. И существование ёкаев и людей напоминало сосуществование Деревни и Леса в "Книге джунглей". Ёкаи нападающие на людей, уничтожаются. Так же как и человек, убивщий Сэймэеву мать-лисицу был жестоко покаран (Нет, Сэймэй не спалил от горя всё Киото к чертям - мог бы, с его-то сило, отомстить уж сразу всем людям скопом! Сгорело только поместье убийцы. Более того, он нигде не говорит Кудзунохе "Матушка, сожри-ка сердца нескольких сотен одаренных духовно людей!", он только просит родить его снова, чтобы было кому поддерживать Закон и равновесие меж мирами людей и духов.)
Не о том ли мечтал юный Рикуо - чтобы люди и ёкаи сосуществовали мирно?
Но ёкаи возрождают Сэймэя через человеческое жертвоприношение - уже не как полу-человека полу-лиса, а как одного из самых жутких ёкаев - воплощение страха Нуэ. Фактически это существо уже не является прежним Сэймэем. Но Нуэ все еще желает придать миру порядок - жестоко и беспощадно очищая мир огнем и от озверевших во вседозволенности ёкаев и от погрязших в эгоистичном слепом страхе людей.
Противостоят же ему те, кто вовсе не желает порядка - отказавшийся ради власти над ёкаями от себя-человека и ставший ёкаем Нурарихеном Рикуо (с путем разрушения) и некогда враждовавшие с ним людоеды.
И вопрос выбора Маугли - быть человеком или волком - уже не стоит.
Стоит лишь вопрос - кто победит в очередной битве ёкаев против ёкаев?
Ответ очевиден - Бандерлоги.