Читала ночью всякую крипоту.
Наткнулась на рассказ, как этнографы пришли в деревню, где жили себе старички и подкармливали упырицу-трупоедку подвида Лихо одноглазое. Такой симбиоз - упырица убивает городских и всяких понаехавших, старички доживают свой век по старому, никто не мешает и не отбирает землю. И в итоге, когда последний выживший из этнографов сжигает упырицу, старички горюют и заводят себе новую.

И вот я думаю, мол, крипота годная вроде как - где крипота-то не в упырице, а в том, что живут люди в ужасных условиях (у каждого дома трупнина, чтоб кормить упырицу, связи с деревней никакой, молодых нет, люди именно доживают свой век) и им норм, потому что зона комфорта.
Но нет, симпатия автора постоянно скатывается на сторону селян, а не людей цивилизованных.
Это бы еще ничего.
Но есть там один абзац - с которого меня прям вынесло.

"Забыв про стынущий в кружке чай, Потапов слушал, разинув рот. Уста хмурого, неприятного старика отматывали назад историю, столетие за столетием, к самому началу времен, где бок о бок с Человеком жили те, кто сегодня уцелел лишь в сказках. Туда, где шаманские пляски призывали дождь и солнце, в покрытых ряской водоемах плескались пышногрудые русалки, и рыскала под землей белоглазая чудь. Где Одноглазое Лихо было такой же частью природы, как вороны и медведи, и олени, и белки, и другие четвероногие, пернатые и ползучие твари. Внимая торопливой, сбивчивой речи Марревского старожила, Потапов с головой погружался в мир древнего волшебства, жестокой кровавой магии. Становился сторонним наблюдателем грандиозной битвы за место под солнцем, в которой проигравшая сторона исчезала навсегда, превращаясь в предания, легенды и детские страшилки. Избегая войны с более сильным и жестоким противником, Старый Мир откатывался все дальше и дальше. И постепенно не осталось лесов настолько глухих и далеких, чтобы туда не добрался вездесущий Человек, жаждущий новых охотничьих угодий, рыбных рек и пахотных земель. А потом чужеземцы из-за моря подарили Человеку Крест. И Человек захотел очистить новые земли от скверны…"

Почему вынесло? По подбору слов.
Потому что речь идет не о мишке и волке, а об упырях етить-колотить.
И прямо акцент - не "Человек любыми средствами боролся за нормальную жизнь без упырей и хтони", а прям подчеркнуто "чужеземцы подарили Крест" и сразу прям захотелось "очистить от скверны"...
Ну, так получается, что правильно человек принял дар чужеземцев (таких же людей, кстати) и взявшись за ум занялся зачисткой территории, если "Крест" помог продвинуться от жизни в лесу (с шаманами и упырями) к цивилизации, благами которой мы пользуемся. Крест могуч, спасибо Кресту.
Если автор не имел в виду того, что я увидела, и все просто было написано с т.з. "мира старого" и упыре-толерантного - извиняюсь, ок. Но что-то мне подсказывает, что таки имел.